Галина Бастракова
Мальчик подобрал на улице истекающего кровью щенка и отнес в ветеринарную клинику. Видавшие виды ветеринары на этот раз были поражены увиденным: лапы разодраны до крови, а живот прострелян более 10 раз из пневматического ружья. Видимо, кто-то привязал щенка за лапы, сделав из его розового животика с пупочком мишень для стрельбы. Молодой и сильный организм собачки позволил не умереть сразу после всего, но выживет ли пес дальше? Операцию сделали, пули извлекли, но шансов на жизнь оставалось совсем мало…Мальчик забрал щенка домой, родители разрешили. И чудо свершилось! Любовь и забота сделали свое дело. Щенок поправился, и теперь радуется жизни и безмерно любит своего спасителя.
Не у всех есть пневматическое оружие, но для детской забавы используется, порой, все, даже игрушечные пистолеты с пластмассовыми пульками. А нет, так можно и рогатку сделать. И стреляют по птицам, по котятам, по щенкам. Зачем по банкам? Не интересно. То, что бегает, живет — то и под удар, так веселее. Можно привести много примеров жестокого обращения с животными, каждый из нас сталкивался с этим воочию, увы. Вот только не всегда мы встаем на защиту животных, равнодушно проходим мимо, полагая, что это не наше дело. Мы рассуждаем, что не вправе воспитывать чужих детей, да и не послушают они нас.
Но вот простой пример. Однажды мальчики влезли на дерево с котенком в руках. «Повыше его посади, вон на ту ветку!», — гоготали ребята. А маленькая девочка стояла внизу и плакала: «Отпустите котенка! Пожалуйста!» — «Иди, иди, маме пожалуйся!», — смеялись над ней мальчишки. Но тут котенок вырвался из рук и прыгнул на землю. Девочка не растерялась, схватила котенка и побежала прочь.
Маленький ребенок, которого эти мальчишки могли легко обидеть. Но какая сила чувств и огромное желание спасти, защитить!
Есть такое понятие в воспитании детей, как «прививать любовь к животным». Только как можно прививать любовь, не совсем понятно. Можно ли любовь прививать? Есть дети, которые от рождения любят и жалеют животных, воспринимают их, как живое существо, какими они и являются, и не хотят причинять им боль и страдания. Таким детям нет нужды прививать любовь к животным, но можно и нужно объяснять, что животные, так же как и люди, испытывают боль, что они способны на все те чувства, что чувствуем и мы с вами.
А есть дети, и таких, к сожалению, достаточно, чтобы их деяния были заметны, которым доставляет удовольствие мучить, истязать. Они наслаждаются, глядя на страдания беззащитных животных. Как говорят психологи, это следствие врожденного нарушения мозга и психики. Такие дети при благоприятных условиях могут во взрослой жизни не так явно проявлять свои садистские, агрессивные наклонности. Страх наказания, страх быть непонятыми окружающими, ответственность перед законом могут тормозить их желания. Но какой-то случай, как спусковой механизм, может изменить человека в миг, и он проявит свою сущность. В 80 процентах они становятся маньяками-убийцами, как утверждает статистика. Их «практические навыки на животных» используются уже в отношении людей.
У нас в стране давно обсуждается проект закона о жестоком обращении с животными. И все надеются на то, что вот-вот его примут. И может тогда люди начнут бояться ответственности. Меньше станет брошенных животных на улицах, а, значит, меньше соблазна у садистов издеваться над ними.
Мы видим, как животные с улицы то и дело попадают в руки живодеров. Какая-то девушка сняла даже видео о собственноручном утоплении котенка, взятого ею «в добрые руки». Где-то дети играют котенком в футбол. И ведь дело же не только в законах. Да, конечно, закон закрепит, наконец, понятие того, что животное – это живое существо, испытывающее боль и страдания. Сейчас по Гражданскому кодексу братья наши меньшие просто вещь. А вещь никаких страданий не испытывает. Ее можно уничтожить, выбросить на помойку, изъять за долги и так далее. Когда животных признают живыми существами, какими они и являются на самом деле, тогда и ответственность за безответственное отношение к ним и жестокость будет иная.
Но это с точки зрения закона. А с точки зрения моральной, духовной? Почему дети, бьющие палками щенка, не испытывают ни сострадания, ни милосердия? Откуда эта жестокость? Из семьи, скажут многие. Из фильмов, компьютерных игр, мультфильмов. Может быть. Хотя я знаю семьи, в которых у нормальных, казалось бы, интеллигентных людей, дети растут жестокими. А в мультиках и фильмах животные – друзья наши меньшие. Какие еще фильмы надо смотреть? Вот для таких человеческих выродков и нужен закон, потому что никакие другие меры воздействия на них не повлияют. Ну, не дано им испытывать сочувствие и сострадание. А удар по карману в виде штрафа или уголовное наказание – это хотя бы вразумит.
Родителям, имеющим детей-садистов, можно только посочувствовать, если, конечно, они тоже не разделяют вместе с детьми свою нелюбовь к животным, проявляя к ним ничем не обоснованную агрессию. Но если же вас шокирует поведение вашего чада. Попробуйте завести попугая или хомячка, собаку или кошку. Пусть ребенок растет в непосредственной близи с животным. И если не способен сопереживать, то хотя бы поймет, что у животного тоже есть чувства. Собака, кошка ли – эти существа способны на преданную и безусловную любовь к нам, людям. Кто знает, может такое ежедневное общение с животными сделает маленького жестокого человечка чуточку добрее.