Сергей Амбросьев
В Ассоциацию «Ветбезопасность» поступают обращения как от хозяйствующих субъектов, так и от государственных ветеринарных учреждений, по вопросам, связанным невозможностью оформления ВСД в системе «Меркурий» в связи с техническими сбоями. В этом материале в форме вопрос-ответ проанализированы некоторые правовые аспекты отношений, возникших в связи с переходом на «электронную ветеринарную сертификацию» с 1 июля 2018 года.
Вопрос: возможно ли в случае необходимости оформить ВСД на бумажном бланке после 1 июля 2018 года?
Ответ: в соответствии с частью 10 статьи 2.3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-I «О ветеринарии» выдача ветеринарных сопроводительных документов, оформленных в электронной форме, может производиться на бумажном носителе. Для этого необходимо заявление собственника подконтрольных товаров.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с пунктами 1 и 3 Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях бланки ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях являются документами строгой отчетности и имеют не менее пяти степеней защиты (полиграфическая продукция уровня «А») и полномочиями по оформлению ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях обладают только государственные ветеринарные специалисты.
Кроме того, в соответствии с частями 2.1 – 2.3 статьи 4 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2018 года допускается оформление ветеринарных сопроводительных документов на бумажном носителе в том числе:
1. В случае аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые привели к невозможности эксплуатации ФГИС в области ветеринарии, до устранения их последствий. При этом в течение 24 часов с момента наступления таких событий Россельхознадзор должен разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о невозможности эксплуатации ФГИС в области ветеринарии;
2. Отсутствия возможности использования ФГИС в области ветеринарии в населенных пунктах, в которых отсутствует доступ к сети «Интернет». Перечень таких населенных пунктов утверждается в каждом субъекте Российской Федерации по согласованию с Россельхознадзором и размещается на официальном сайте администрации региона;
3. Если в ВСД содержатся сведения, составляющие государственную тайну, и (или) служебную тайну силовых ведомств.
Таким образом, анализ вышеуказанных положений нормативных правовых актов позволяет сделать следующие выводы:
1. Оформленные в электронной форме ВСД могут выдаваться государственными ветеринарными специалистами на бумажном носителе. При этом действующее законодательство не определяет, когда ВСД в электронной форме считается оформленным и необходимо ли для этого функционирование всей системы «Меркурий», либо достаточно, например, оформления ВСД в отдельно взятом интеграционном решении.
2. В случае невозможности оформления ВСД в электронной форме с использованием системы «Меркурий» по причине технического происшествия (аварии), опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия допускается оформление ветеринарных сопроводительных документов на бумажном носителе. При этом отсутствует запрет на оформление документов на бумажных носителях до размещения Россельхознадзором соответствующей информации на сайте. Однако, следует иметь в виду, что наступление указанных происшествий и событий должно быть подтверждено соответствующим органом (МЧС, Росгидрометом и т.п.). Кроме того, необходимо наличие причинно-следственной связи между происшествием (событием) и невозможностью эксплуатации.
Вопрос: отменена ли ответственность за перемещение подконтрольных товаров без ВСД и наступает ли такая ответственность в случае невозможности оформления ВСД в системе «Меркурий» в связи с техническими сбоями?
Ответ: ответственность за «перевозку сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов, за исключением перевозки сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства для личного пользования» предусмотрена частью 2 статьи 10.8 КРФоАП в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В настоящий момент Система обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы не содержит информации об актуальных законопроектах, предполагающих изменение указанной статьи КРФоАП. Однако, на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Минсельхоз России проводил общественное обсуждение с 07.06.2018 по 28.06.2018 проекта Федерального закона «О внесении изменения в статью 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (ID — 02/04/06-18/00081384). Указанным проектом предлагалось отменить до 1 июня 2019 года наступление административной ответственности за перевозку животных и (или) продуктов животноводства с ВСД, «оформленными с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии и с нарушением порядка оформления ВСД».
Действующим законодательством предусмотрен только один вид технических сбоев, влекущий безусловную невозможность оформления ВСД в электронной форме – аварийная ситуация (часть 2.1 статьи 4 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №243-ФЗ). При этом ВСД должны оформляться на бумажных бланках, как было рассмотрено выше. В соответствии со статьей 2.1 КРФоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Кроме того, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Формы вины установлены статьей 2.2 КРФоАП.
Таким образом, в случае перевозки подконтрольных товаров без ВСД возможность наступления административной ответственности обусловлена наличием либо отсутствием доказанных обстоятельств: подтверждающих наличие технического сбоя, явившегося препятствием к оформлению ВСД; о причине технического сбоя; о возможности предвидения наступления такого сбоя; о возможности/невозможности оформления ВСД при наступлении такого сбоя; принятию/непринятию соответствующих мер для обеспечения наличия ВСД при перевозке.